- О первой работе в «Афише»
- О галереях и «Выставках»
- Татьяна Лысова
- Плюсы и минусы профессии
- О работе редактором в 21 год
- О конфликтах, из которых получается дружба
- За что главред любит свою работу
- Как стать редактором и где можно учиться?
- О текстах про искусство и лайфхаке от Юрия Сапрыкина
- Главный редактор, шеф-редактор и выпускающий: в чем разница?
- Где искать работу редактором?
- Обязанности главного редактора
- Наталья Синдеева
- Что нужно знать и уметь для работы редактором?
- Юлия Таратута
- Требования к главному редактору
- Светлана Миронюк
- История профессии
- Елизавета Осетинская
- О фрилансе и собеседовании в журнал Interview
- Елена Мясникова
- О работе с Аленой Долецкой
- Сколько зарабатывают редакторы?
- Евгения Альбац
- О декрете и поиске работы после него
О первой работе в «Афише»
студентка исторического факультета Российского государственного гуманитарного университета (Москва)
Я девушка из рекламы. На втором курсе университета я взял стопку журналов, которые были дома — L’Officiel, Vogue, Jalouse, Afisha и TimeOut — я нашел адреса редакций и написал всем: «Я крут, я могу». Ничего не делаю, но работать хочу ». Ответил только один человек: Юрий Сапрыкин из Афиши, который мне тогда был совершенно неизвестен (Сапрыкин руководил Афишей с 2000 по 2008 год. — Прим. Чертеж). Он спросил меня, могу ли я прийти и поговорить с ним в пятницу с 21:00 до 22:00. Мне показалось, что это как-то странно: мне, 18-летней девушке, звонил незнакомец в офис в пятницу вечером. Но мой друг, отвечая на мои опасения, сказал: «Разве вы не знаете, кто такой Юрий Сапрыкин? Разве ты не слушаешь наше радио? Идти! «И я пошел.
Юра был ужасно добр. Он рассказал, что редактору рубрики «Две недели в городе» Лене Егеревой и редактору рубрики «Мода» Насте Лыковой всегда нужна помощь в сборе одежды, мини-интервью с людьми на улице и т.д., и т.д.если интересно, могу начать. Настя присылала мне бесконечные гарантийные письма на сбор вещей, и Лена сразу же отправила меня в бой: для ее колонны я гуляла по улицам Москвы, фотографировала странно одетых людей и спрашивала их, почему они так выглядят. Мне было ужасно неудобно, но слово «плакат» произвело на всех магическое действие. Я пробыл в Афише два-три месяца. Сессия началась, и я ушел учиться.
О галереях и «Выставках»
После экзаменов я снова стала искать работу и даже успела несколько месяцев проработать продавщицей в «Дикой орхидее», где в то время зарабатывала адские деньги — и это развеяло все мои сомнения. Но я все еще хотел работать по профессии. Так я оказался в галерее Лизы Плавинской, куда меня наняла художественный руководитель кластера ARTStrelka Оля Лопухова (ARTStrelka была на сайте гаража «Красный Октябрь» и работала с 2004 по 2009 год. — Прим. Blueprint). Следующие два года я был ассистентом Лизы, пока Афиша снова не появилась на горизонте».
Работая на ярмарке «Арт Москва» с Плавинской, я познакомился с Костей Агуновичем, обозревателем секции «Выставки» в Афише. Авторы ему особо не нужны, но Лиза меня «продала» — и я решил попробовать. Лирика выходила не очень хорошо, и нам с Костей приходилось их переписывать несколько раз. Но когда Агунович ушел от Афиши, Юра Сапрыкин позвал меня занять его место. Но я не хотел: мне было жаль, что Костя уезжает, а потом я уезжал учиться в Италию. Но когда я вернулся, Агуновича в Афише уже не было, а Юра все еще ждал меня. Так раздел «Выставки» стал моим.
Татьяна Лысова
Главный редактор газеты Ведомости (2002-2007, 2010-2017), заместитель директора Медузы (2020-2021) (проект внесен в реестр иностранных медиа-зарубежных агентов):
Я рада, когда вижу новости о назначении женщин главными редакторами влиятельных изданий. Для крупных СМИ очень эффективно и справедливо перестать составлять большинство мужчин на исполнительном уровне. В России этот стеклянный потолок сломали очень давно — это происходило на моих глазах последние 20 лет. Когда меня назначили главным редактором «Ведомостей», это был невероятный шаг, поскольку в то время я знал главные СМИ, и единственная женщина-главный редактор была в The Moscow Times. И это было почти первое. А в 2004 году главным редактором «Ленты» стала Галя Тимченко. Постепенно ситуация стала меняться, и спустя 10 лет женщины — руководители СМИ не вызвали такого удивления.
Пожилые люди постепенно уходят с арены, и появляются концепции следующего поколения. Более того, в нашей стране СМИ за последние 10 лет превратились в довольно сложную отрасль, постоянно находящуюся в экономическом и политическом кризисе. А женщины, я думаю, лучше приспосабливаются к трудным временам. Не хотелось бы переходить к сексизму в обратном направлении, но женщины более выносливы, настойчивы и упорны.
Плюсы и минусы профессии
Профессионалов | Против |
|
|
О работе редактором в 21 год
Афиша была уникальным местом. Вместе с рубрикой вы получили право голоса и в ваши дела вообще никто не вмешивался. Конечно, мои тексты редактировал Юра и дежурный редактор, который менялся каждую неделю, но никто никогда не вмешивался в содержание колонки. Это невероятная ответственность и очень полезный опыт, который учит вас нести ответственность за свои слова.
За это время многие люди указывали на меня пальцем и говорили, что меня кто-то устроил в Афише, что Костю Агуновича нужно вернуть, что 21-летняя девушка не может писать об искусстве. Конечно, я был зол, но выбора не было: я должен был слушать, какое я красивое место, что я должен был слушать своих старших и вести себя правильно. Забавно, что парочка тогдашних «недоброжелателей» теперь мои друзья.
О конфликтах, из которых получается дружба
В 2007 году для «Афиши» я взял интервью у одного из братьев Чепменов (Джейк и Динос Чепмены — английские художники-концептуалисты, члены группы молодых британских художников. — Прим. The Blueprint). Во время разговора я всячески старался «нанести удар» в сторону того, что они такие веселые ребята, нигилисты, над всем и вся высмеивают — а в Москве приходят в галерею Триумф, которая тогда была самое пафосное место в городе.
логично, что Ханкину это интервью очень не понравилось (Дмитрий Ханкин, галерист, соучредитель галереи «Триумф». — Прим. The Blueprint). Он позвонил Илье Осколкову-Ценциперу (основателю «Афиши» — ред.) И попросил меня уволить. Напомню: мне всего 21 год, и я ужасно напуган. А Ценципер засмеялся и сказал, что это хит. В то же время Ханкин позвонил мне и очень неприятным тоном (он может говорить так, что хочет исчезнуть с лица земли) спросил меня, иду ли я на вернисаж. Он сказал, что ждал мне много. Я думал, что моих ног больше не будет в этой галерее. Но он поранил сопли кулаком и принял вызов. Дима оценил мою наглость. Мы сотрудничаем уже почти 15 лет, мы друзья и очень любим друг друга.
За что главред любит свою работу
Как автора меня привлекает идея о том, что само письмо можно делегировать. В то же время вы обсудили политику и редакционную структуру и, в хорошем сценарии, с помощью рук другого автора вы получите текст, которым вы гордитесь. Главный редактор смотрит на текст со стороны, поэтому хорошо понимает, соответствует ли текст бизнес-цели.
Но почему до сих пор любите обязанности главного редактора?
«Главный редактор участвует в производстве материалов, он имеет большое влияние на повестку дня и на то, что происходит в СМИ. От имени главного редактора часто выступает все издательство. Если для вас важно глубокое понимание того, что вы создаете, если у вас есть глубокое видение того, что следует сказать от имени публикации, эта роль для вас»
Никита Ларионов Владелец продукта UGC в Sravn.ru
«Работа главным редактором учит нас не чувствовать себя хорошо для всех и сочетать жесткость и свободу»
Константин Рудов Главный редактор блога «SMMplanner»
Константин Рудов отмечает, что работа главного редактора учит бескомпромиссному: необходимо всегда соблюдать личные границы и отстаивать их при общении с авторами. Это становится проблемой для тех, кто привык избегать конфликтов и старается всем угодить. И в этой жесткости важно найти баланс.
По словам Константина, отмечается, что необходимо требовать дисциплины и целеустремленности в работе. И важно найти черту, чтобы жесткость не превратилась в мелкую тиранию.
Когда у вас есть возможность назначать участников проекта и устанавливать их гонорары, легко получить скупой или чрезмерно щедрый бюджет с клиентами. Важно выстроить долгосрочные рабочие процессы, чтобы вам не приходилось все перепроверять за всеми и чтобы художники не спешили к другим проектам как можно скорее.
Сложность работы главного редактора — через издателей формировать дисциплину авторов. Так что главный редактор проводит двойную проверку. Вы не можете специально этому научиться, вы должны научиться этому навыку на собственных ошибках.
Как стать редактором и где можно учиться?
Вы можете пройти курсы, которые научат вас не только писать тексты, но и управлять командой. Обучение проводится через Интернет. Примеры таких программ:
Название курса и ссылка | Описание |
Коммерческий редактор (Университет Skillbox) | Вас научат писать тексты для коммерческих задач. Например, создавать контент для лендингов, рассылок, сайтов, корпоративных блогов. Эта работа хорошо оплачивается. Программа включает в себя введение в профессию, уроки редактирования, дизайна контента, редакционного управления, оценки эффективности контента, инструментов (Trello, Google Sheets) и многое другое. |
Редактор с нуля до PRO | Это обширная программа, которая включает обучение копирайтингу, контент-маркетингу и собственно редактированию. То есть объединяет три направления. |
Коммерческий редактор (Университет нетологии) | Позволяет освоить издательскую профессию с нуля. Вы научитесь писать тексты в разных форматах, выполнять функции редактора сборки (подбор фотографий и иллюстраций), разрабатывать контент, разбираться в авторских правах, управлять командой. Получите навыки, необходимые для создания успешного проекта, а также опыт работы, который нужно включить в свое портфолио. Курс подходит для людей, которые хотят работать в корпоративных СМИ. |
Издатели часто приходят от журналистов. Это лидерская позиция, поэтому имеет смысл применить название опыта написания текстов. Также важно умение управлять командой. Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите нести ответственность за работу других людей, подумайте о профессии SEO-копирайтера или копирайтера.
О текстах про искусство и лайфхаке от Юрия Сапрыкина
Художественная журналистика — особый жанр. Многие авторы говорят на сложном концептуальном языке, полном философских исследований, которые на первый взгляд напоминают отрывок из словаря иностранных терминов. Это не значит, что текст плохой, он строго профессиональный, вы должны уметь его читать и читать. Но меня учили по другому. Агунович, мой первый редактор, умел писать тексты с мнением, позицией, контекстом и со всем, что должно иметь хорошую рецензию, но в то же время с иронией и кристальной ясностью.
Сапрыкин научил хитрости: сначала, когда писал стихи, мучился, пытался придать им законченную литературную форму с вступлением, концовкой и все. Когда мне показалось, что текст готов, я отнес его Юре, и он сказал: «Нет, я ничего не понимаю. Что ты имеешь в виду? «Я начал объяснять. Мы записали объяснение на диктофон, запись с которого потом, как правило, шла в печать. Оказалось, что мне легче говорить, чем писать долгое время.
Главный редактор, шеф-редактор и выпускающий: в чем разница?
В иерархии главный редактор — высший, затем начальник и, наконец, выпускник. Чем выше «звание», тем больше человек вовлечен в управление и тем меньше работает с текстами. В таблице ниже показано, в чем ответственность каждого специалиста:
Обязанности главного редактора | Обязанности главного редактора | Ответственность издателя-издателя |
Руководитель публикации. Управленческая позиция. Определяет редакционную политику. Обычно это не работает с авторами. | Проверяйте и просматривайте редакционные материалы. Контролируйте всех редакторов и корректоров. | Просмотрите материалы перед публикацией. В интернет-СМИ размещайте материалы в ленте. Проверьте свой график подготовки материала. |
Такое деление более характерно для крупных медиа. В небольших тиражах все функции может выполнять специалист. Функции могут отличаться в зависимости от местоположения.
Где искать работу редактором?
- Карьерный путь новичка обычно такой: найти работу в информационном проекте, проявить себя (предложить статьи, идеи). Когда появляется позиция издателя, вам предлагают работу. Ознакомьтесь с обзором вакансий в СМИ, где осуществляется набор авторов удаленно. Лучше перейти к большому проекту, где есть больше возможностей для роста.
- Если у вас есть опыт работы, ищите вакансии на сайтах с вакансиями для журналистов. Вы также можете поискать вакансии на сайте HH.ru.
Обязанности главного редактора
Основные задачи главного редактора:
- Разработка концепции развития издания.
- Управление работой всей редакции.
- Написание статей, подготовленных авторами публикации.
- Пишите статьи.
- Подготовка материалов к печати.
- Составление отчетов о работе редакции.
Кроме того, главный редактор может выполнять представительские функции: участвовать в презентациях и мероприятиях, связанных с деятельностью доверенной ему газеты.
Наталья Синдеева
Основатель и генеральный директор телеканала «Дождь» (внесен в реестр иностранных медиа-зарубежных агентов)
Что отличает женщин от мужчин — и один из примеров этого — ведущие женщины в российских СМИ, — это материнский инстинкт. Если твои родители обижаются, ты пытаешься их защитить и спасти. Я уверен, что многие парни просто скажут: «Ну, к черту». А женщины продолжают драться. Лиза Осетинская, у которой есть собственный проект, не могла просто закрыть его и уйти. А Галина Тимченко борется за «Медузу» (проект внесен в реестр иностранных СМИ и агентов).
Что нужно знать и уметь для работы редактором?
Базовые знания и навыки, необходимые редактору, включают следующее:
- Базовые знания в области журналистики: основные жанры текстов, их характеристика.
- Умение быстро и грамотно писать, проверять и редактировать тексты.
- Умение работать с людьми: умение организовывать, мотивировать, контролировать сотрудников.
- Возможность анализировать большие объемы информации. Используйте аналитические системы (Яндекс.Метрика, Google Analytics).
- Знание специфики работодателя (работа книжного издателя, телекомпании, интернет-СМИ и т.д.)
руководящему редактору важно знать, как правильно анализировать целевую аудиторию публикаций и определять формат, в котором она будет работать. Возможность разрабатывать редакционную политику и другие документы для редакционной работы. Важно уметь работать с людьми: организовывать, мотивировать, контролировать.
Издательская профессия предъявляет определенные требования к личным качествам. Необходимо быть внимательным, ответственным, организованным, уметь работать под давлением, не терять голову в стрессовых ситуациях.
Юлия Таратута
Директор Wonderzine, ведущий телеканала «Дождь» (внесен в реестр СМИ и иностранных агентов), работал в газетах «Коммерсантъ», «Ведомости» и в российском журнале Newsweek, главным редактором Forbes Woman и Forbes Life (2014 г.). -2016)
Есть версия, что в России столько женщин возглавляли влиятельные издания, потому что власти считали, что с ними легче вести переговоры. Будучи женщиной, тогда переговоры будут мягче. Я много раз шутил по этому поводу, что женщины, возглавлявшие деловые СМИ, оказались совершенно неприемлемыми.
Для Тани Лысовой в «Ведомостях», когда она их снимала, и для других редакторов вообще невозможно было приблизиться к одному метру. Лысова была ответственным редактором, не только неподкупная и нетерпимая к вмешательству. Она создала для себя образ «не подходи, иначе она убьет». Было также мнение, что многие СМИ в России были основаны голландцем Дерком Зауэром и считали, что женщины могут быть поставлены на роль главного редактора. И, наконец, журналистика — это гуманитарная сфера, и в гуманитарной сфере женщины достигли определенных рубежей в нашей стране.
Требования к главному редактору
Основные требования к главному редактору:
- Опыт управления.
- Знание современных издательских и издательских технологий.
- Знание процедуры подготовки материалов к печати.
- Высокий уровень грамотности.
- Высшее образование.
Кроме того, эта должность часто требует знания иностранного языка и, в случае управления онлайн-публикациями, знания веб-технологий и умения работать с контентом сайта.
Светлана Миронюк
Профессор бизнес-практики, проректор бизнес-школы Сколково, советник PWC, генеральный директор (2004-2006) и главный редактор (2006-2014) РИА Новости, старший вице-президент Сбербанка (2016-2017)
Мировая медиаиндустрия консервативна. Она привыкла работать в устоявшихся индустриальных сценариях, где традиционно преобладают мужчины. Сейчас эта отрасль сокращается, она претерпевает болезненные изменения. В такой турбулентности быстрее начинают работать промышленные социальные лифты, в которых прыгают активные люди, в том числе женщины. Появление женщин, отвечающих за основные западные СМИ, говорит о том, что традиционные (консервативные) сценарии больше не работают.
Я не припомню ни одного главного редактора в России 90-х. Активные изменения в российских СМИ начались в начале 2000-х годов и были вызваны не только Интернетом, но и политическими изменениями в стране. И эта всякого рода волнения начала волновать женщин.
История профессии
Профессия главного редактора появилась в 17 веке, параллельно с развитием книгопечатания. Текст, поступающий в издательства, требовал модификации, а это означало, что нужны были люди, которые могли бы выполнять эти функции и готовить текст к печати. Со временем обязанности таких работников расширились и сформировали новую профессию.
Елизавета Осетинская
Основатель проекта «Колокол и русская норма», главный редактор газеты «Ведомости» (2007–2010), главный редактор журнала Forbes (2011–2013), главный редактор РБК (2014–2016)
Я давно обращаю внимание на то, что многие наши публикации возглавляют женщины. Но мы говорим об очень небольшой части. Если вы посмотрите на весь спектр средств массовой информации, от телевидения до информационных агентств, газет и веб-сайтов, вы увидите, что в отношении женщин нет никаких предубеждений. Думаю, мы имеем дело только с нормальным представлением. Есть несколько ярких фигур, которые просматриваются в СМИ.
О фрилансе и собеседовании в журнал Interview
Когда Афиша сменила руководство в 2009 году, мне уже все это надоело, я уволился с работы и пошел работать в GMG-галерею Марины Гончаренко. Правда, он закрылся рано, и у меня начался период внештатного сотрудника. Это было самое трудное время в моей карьере: я люблю организацию своей работы и четкие дедлайны, и когда что-то хаотично накладывается друг на друга, я начинаю разочаровывать людей и сам страдаю от этого.
И тут еще звонок — и снова Юра Сапрыкин! Он сказал, что Алена Долецкая открывает новый журнал и им нужен редактор по культуре. Я три дня писал письмо. И когда я наконец отправил его, через минуту получил ответ с приглашением на интервью Interview Russia. Со мной разговаривали Алена и ее заместитель Гена Устян. Я был так напряжен, что от меня полетели искры. Интервью проходило в формате экспресс-интервью: «Можете ли вы назвать пять пар западных и российских художников, которые могли бы разговаривать друг с другом? Что сказать? А теперь представьте, что нам нужно объединить художников и нехудожников, о чем они собираются говорить? А теперь заголовки этих текстов? А кто наш самый актуальный герой, кого мы пригласим в первый номер? »В итоге они меня достали.
Я провела всю свою жизнь с «Русским Интервью», с момента его запуска в 2011 году до его смерти в 2016 году. Начала она редактором раздела «Искусство», через год стала главным редактором по культуре, через два года — Алены зам, и так она проработала до закрытия журнала.
2016-настоящее время
заведующий отделом научной и редакционной деятельности ММОМА и главный редактор журнала «Диалог искусств
Елена Мясникова
Главный редактор журнала Cosmopolitan (1994–2001), генеральный директор Sanoma Magazines International (2007–2012), вице-президент RBC Media Group (2012–2016)
Я никогда не сталкивался с сексизмом. Но я не работала в энергетике или в тяжелой металлургии, а в гуманитарной сфере женщин традиционно больше. Я учился на филологическом факультете МГУ, потом преподавал, работал в журналистике и даже в компании, основанной голландскими известными демократами и либералами.
Конечно, ни Лысова, ни Тимченко, ни я не сделали карьеру на ровном месте, она не падала на нас с неба, как звезда. Однако нам повезло, потому что мы выбрали участок, где в принципе есть возможность прорваться на вершину. Кроме того, вступают в силу такие конкурентные преимущества, как интеллект, талант и способность защищаться.
Если бы я был владельцем крупного бизнеса, я бы, скорее всего, сам назначил бы руководителем женщину. Конечно, мне комфортно и с мужчинами, и с женщинами. Но последние часто бывают более полными и гибкими.
О работе с Аленой Долецкой
Алена — невероятный профессионал. Я подошел к материалам с точки зрения реальности — мы получим быстро, это обязательно согласится сесть с ним для разговора. Подход Аленина был радикально противоположен постеру: мы взяли Херста, Кунца или Заху Хадид и собрали голливудских актеров. Или, наоборот, вели переговоры с бесчисленным количеством агентов и представителей. Алена лично все одобрила: шрифты, вопросы, переводы, окончательный текст. Это ужасно сводило с ума, но это работало и всегда давало хорошие результаты.
Алена научила меня двум вещам. Первый — ставить перед собой цели, которые намного выше, чем вы можете достичь. Помню, как мы делали выставку Дали в ММОМА на Гоголевском в 2014 году. На встрече с представителями музея Алена начала говорить, что по ее задумке слон должен гулять по Гоголевскому бульвару и иметь такую же структуру, как картины Дали. Люди ММОМА смотрели на нас в полном ужасе и никто не понимал, шутит ли он или серьезно все это говорит. И это совершенно обычный стиль Алены. Сможет ли он понять, что он имел в виду изначально? Нет. Но это не значит, что не стоит пытаться, потому что получится другое — совершенно неожиданное и интересное.
И второе, чему я научился у Алены, это всегда отвечать на письма. Это простая трудовая этика, при которой большинство людей, которых я встречаю, полностью отсутствуют.
Сколько зарабатывают редакторы?
Средняя зарплата издателя в СМИ колеблется от 60-70 до 90-100 тысяч рублей. Главный редактор крупного издания может получить 150-200 тысяч рублей. Доход зависит от уровня специалиста, его навыков и опыта работы.
Самые высокие зарплаты у издателей, которые могут создавать и продвигать веб-сайт или популярные СМИ с нуля. Они создают интересный формат, умеют анализировать, какие статьи привлекут аудиторию и популяризируют издание.
Издатель может стать совладельцем проекта, что позволит ему получать не только зарплату, но и долю от прибыли компании. Он также может создать свой собственный канал на YouTube или популярный блог и зарабатывать на этом деньги.
Евгения Альбац
Главный редактор The New Times
Прежде всего, я столкнулся с антисемитизмом. Когда я добрался до воскресного приложения «Неделя» к газете «Известия», главный редактор Валентин Архангельский объяснил мне, что я, конечно, могу писать (хорошо бы под псевдонимом), но он мог только нанять меня в качестве сотрудника секретарь отдела писем. Ниже не было должности и оклада.
Конечно, мне был 21 год, я была хорошенькой, а редакция «Известий» была очень мужественной, две трети спецслужб. Они делали ставку на то, кто первым уложит меня спать. Я должен был дать им понять, что никто.
так случилось, кто-то сказал: «Ну, Чжэнь, это не женское дело». Я спросил: «Из-за того, что у меня между ног как-то по-другому, я сделаю хуже?» В этом смысле, как и в любой стране третьего мира, в России, несмотря на то, что было провозглашено равенство и женщины работали на асфальтоукладчиках, считалось, что у мужчин больше прав. Убей бог, я не понимаю почему.
О декрете и поиске работы после него
Закрытие Интервью совпало с моим указом, во время которого я занимался редактированием книг. Например, он создал каталог российского павильона Венецианской биеннале и книгу к десятилетию Винзавода».
Когда малышке исполнился год, я решила вернуться к работе. Это был странный момент: казалось, что за то время, что я провел дома, выросло поколение крутых молодых авторов, пишущих во все лучшие издания, а мне уже нет места. Но я все же начал вспоминать себя друзьям и знакомым в индустрии, и, что удивительно, меня буквально засыпали предложениями!
После драмы моей жизни в тот момент он должен был позвонить Юрию Сапрыкину, но это был не он. На встречу меня пригласила Женя Попова, которая тогда была редакционным директором журнала ММОМА «Диалог искусств», и я предложила руководить изданием. Поэтому публикация была не в лучших условиях, но мне разрешили все переделать, как я считаю нужным.