- Рецензия или отзыв?
- Как написать рецензию на фильм: руководство
- Информативность
- Как написать рецензию на фильм: подготовительный этап
- Из истории жанра
- Типы рецензий
- Основные ошибки написания театральной рецензии
- Стиль и язык рецензии
- Объективность
- Редактирование
- Написание текста
- Подготовка к рецензированию
- Структура и логика рецензии
- План рецензии
- Советы по написанию рецензии:
- Рецензия на спектакль в театре
- Критерии анализа
- Принципы и этика рецензирования
- Плохой пример рецензии на книгу
- Плохая рецензия на фильм
- Хороший пример
- Что мы должны обязательно оценить в фильме?
- 10 вопросов, на которые нужно ответить прежде, чем начать писать рецензию на фильм
Рецензия или отзыв?
Обзор основан на отзывах. Однако не все отзывы называются отзывами.
Мысль? Постоянно возникает путаница вокруг этих понятий. На самом деле все просто.
Рецензия — статья о произведении искусства, культуры, науки, журналистики. Да не простой, а аналитический: с обзором информации, критическим анализом, аргументированной оценкой.
Он основан на авторитете и компетенции. Было необходимо, чтобы:
- произвести предварительное впечатление у читателей, зрителей, слушателей
- вызывает их интерес именно произведение искусства, которое стоит попробовать
Обратная связь — это ответ на что угодно, без аргументов, с минимальным количеством фактов. В отличие от своей «старшей сестры» в нем отсутствует аналитическая составляющая. Это эмоциональное мнение типа «хорошо / плохо», «нравится / не нравится». Давным-давно оценочные и личные впечатления, не претендующие на «оружие массового поражения».
Отзыв, как и дама из высшего общества, вполне сдержан в эмоциях. Его репутация беспристрастного законодателя мод. Нравится / не нравится не так просто, как в обзоре. Кажется, это проявляется в глубоком анализе, основанном на фактах.
Автор обзора называется рецензентом.
Будьте ответственным аудитором. Вы должны укладываться в узкие рамки жанра. Сосредоточьтесь на самом главном. Умеешь и что писать. Говорите на языке в совершенстве. Дружите с логикой. Придерживайтесь стандартов дизайна.
Часто для того, чтобы составить краткий обзор прочитанного текста, необходимо освоить огромный объем. Или даже несколько огромных томов. Работа аудитора не так проста, как кажется.
Хотя, по сути, обзорная статья является важной частью, в ней анализируются не только недостатки, но и достоинства работы. Объективность — важнейшее качество профессионального аудитора, показатель его компетентности.
Традиционная предпочтительная цель аудиторов нова. Прохладный, горячий и теплый. Устойчивое мнение, на которое у широкого круга слушателей, зрителей, читателей еще не сложилось, потому что их еще не посмотрели, не услышали и не прочитали правильно. Как только они появляются, за дело берется братство рецензентов. Сначала исследуйте, анализируйте и оценивайте. Во-вторых, новые работы рассматриваются в контексте современности, актуальности, актуальности. Поэтому еще одним важным атрибутом отзыва является его актуальность.
Как написать рецензию на фильм: руководство
Работа над созданием рецензии на фильм — довольно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому лучше разделить его на этапы и действовать поэтапно, это поможет не запутаться и не запутаться в деталях.
1. Введение в ловлю. Вводная часть обзора должна содержать важную информацию о фильме: название, режиссер, дату выхода, жанр. Можно упомянуть номинации и награды, а также указать кассовые сборы (если цифры впечатляют) и состав актеров. Помимо «технических» аспектов и простой подачи сюжета, необходимо выразить свое впечатление о фильме в форме дипломной работы, например сказать:
- о связи центральной идеи фильма с текущими событиями и социальными проблемами;
- о схожести сюжета фильма с личной жизненной ситуацией, собственным опытом и переживаниями;
- по связи технических элементов (свет, звук, монтаж) с темой кино.
2. Сделайте суждение. Не беспокойте читателя и высказывайте свое мнение о фильме в первых нескольких абзацах обзора. Не стоит оставлять все самое интересное «на потом». Если вы решите дать окончательную оценку фильму в конце обзора, каковы шансы, что читатель дойдет до этой вехи?
3. Напишите краткое содержание истории. Выберите 4-5 основных событий, избегайте концовки фильма и спойлеров. Сохраняйте интригу. Если хотите испортить и поделиться необычным сюжетным развитием, предупредите об этом читателя.
4. Добавьте чувства. Помимо рассказа истории, когда вы рассказываете читателю о том, что видели, вы должны добавить эмоции в текст обзора и показать, что вы чувствовали. Передайте свое впечатление о фильме. Какие сюжетные моменты были особенно трогательными, запоминающимися и волнующими? Постарайтесь сделать обзор менее формальным и более личным.
5. Определите основную цель фильма. Возможно, эта цель скрыта в самом сюжете, а может, фильм вовсе не претендует на решение глобальных проблем. Может быть, фильм забавный по своей природе, и в этом его преимущество: он легкий и простой. Иногда основную идею серьезного и глубокого фильма можно найти в интервью съемочной группе, сценаристу или режиссеру.
6. Добавьте некоторые детали и детали процесса создания фильма. Важно знать, когда остановиться, и не переборщить с терминологией. Вот о чем можно написать:
- Кинематография: формат экрана, выбор кадра (крупный план, дальний план, крупный план и средний план, точка обзора и т.д.).
- Звук. Основная задача — создать в фильме необходимую атмосферу. Он подразделяется на диегетический звук (звук, который могут слышать на экране персонажи оперы: музыка, пение птиц, лай, гром и т.д., то есть внутрикадровые звуки) и недиегетический (закадровые звуки. — саундтрек без слов или песенных вставок, например).
- Монтаж — это создание одного изображения из множества отснятых сцен. Различают перекрестное, последовательное, параллельное, ассоциативное редактирование.
- Mise-en-scene (от фр. Mise en scene — позиционирование на сцене) — взаимное расположение актеров и их окружения на съемочной площадке в натуральную величину или в павильоне. Сюда входят пейзажи, визуальные эффекты, психологическое состояние персонажей и т.д.
7. Глубокий смысл. Вы можете обнаружить особые символические объекты, повторяющиеся моменты или ключевые фразы, которые добавляют фильму глубины.
8. Приведите примеры. Недостаточно сказать фразу «актеры выступают на высоте». Объясните, что именно показалось вам достойным внимания (внешность, мимика, имидж, движения актера).
9. Убедительный вывод. Он напоминает вам о тех моментах фильма, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Поделитесь своей рекомендацией, кому и почему вы рекомендуете посмотреть этот фильм.
10. Перечитайте текст отзыва несколько раз. Редактируйте, исправляйте ошибки, которые могут испортить впечатление даже от профессионально написанного отзыва.
Информативность
Проверка качества — это в первую очередь информация. Разумеется, необходимы рассуждения и анализ, но сначала было бы хорошо рассказать общественности о том, что это такое, предоставить им некоторые факты. Знайте суть и сюжет работы. Не стоит впадать в форму прямого пересказа, но для понимания нужно набросать образ. Информативность — это не только фактическое знание и передача основных ходов сюжета, но и возможность делиться второстепенной информацией, которая может ускользнуть от публики или просто не знать ее.
Как написать рецензию на фильм: подготовительный этап
Написание обзора — это, конечно, творческий процесс, но не стоит забывать об аналитическом подходе к созданию убедительного и качественного текста. К работе нужно относиться ответственно, и мы этим займемся вместе с вами.
Чтобы написать профессиональный обзор фильма, необходимо сначала пройти следующие подготовительные шаги:
1. Конечно, первым делом нужно найти подходящий фильм, если он ранее не был выбран менеджером / клиентом / начальником. Вы с большей вероятностью напишете хороший отзыв, если фильм понравился кинокритикам и вам лично.
2. Посмотрите фильм не менее двух-трех раз. При первом просмотре у вас будет общее впечатление от изображения, постарайтесь полностью погрузиться в атмосферу фильма. В следующем аспекте обратите внимание на детали: звук, игра, монтаж, сюжет. Если вам сложно понять события, описанные в фильме (например, исторические события), обязательно найдите дополнительную информацию и изучите тему.
3. Если после двух просмотров вы еще не сформировали окончательную оценку фильма в виде короткого тезиса, просмотрите фильм еще раз. Вы можете посмотреть другие работы режиссера, работавшего над этим фильмом, это поможет вам определить его самобытный стиль. Также, как вариант, вы можете посмотреть игру в других фильмах (для сравнения).
4. При просмотре фильма делайте заметки: ключевые сцены, интересные повороты, нестыковки, детали, цитаты. Тогда на их основе можно построить текст обзора, а хорошая цитата может стать отличным эпиграфом.
5. Найдите информацию о съемках: место, продолжительность, время года, подробности съемочного процесса, трудности, с которыми столкнулась съемочная группа, репетиции актерского мастерства и т.д. Такая информация сделает обзор более привлекательным для читателей.
6. Если фильм номинирован на награды и призы, просьба указать эту информацию в своем обзоре. Для потенциального зрителя такая оценка фильма станет весомым аргументом в сторону -> обязательного просмотра.
Из истории жанра
Термин «обзор» переносит древнюю генеалогию от латинского обозрения — экспертиза, исследование, оценка.
«Обзор» как жанр довольно молод. В России его отцом-основателем считается писатель и журналист Николай Михайлович Карамзин. Правда, рецензии на его книги больше походили на аннотированные аннотации. Карамзин считал их первоочередной задачей в обучении и никогда не упускал случая облажаться с парочкой назиданий для самой респектабельной публики.
* Николай Михайлович страстно хотел, чтобы люди писали легко и свободно. И он безжалостно изгнал из русского древнеславянского языка типа поелик, колико, постеже, бяху. «Девушка с упоением не может сказать или написать колики в письме», — отругал смущенный переводчик в рецензии на роман Ричардсона о Клариссе и Лавлейс. В то же время, среди прочего, он адресован читательницам. Ни на что не похоже? Да, конечно! Главное правило веб-автора «Пишите, как говорите» берет свое начало от Карамзина.
Тогда же появилось первое пособие по написанию критических литературных обзоров. В 1804 году некий Евстафий Станевич, скучающий провинциальный чиновник на пенсии, издал шумную книгу «Собрание сочинений в поэзии и прозе». Произведениями оказались переводы с французского, рассказов, басен и стихов начинающего писателя. Все бы хорошо, но бедный Эстатиус попал под раздачу маститых авторов. Их приговор изданию был безжалостным, кратким, суровым: «Поэт полностью лишен этого поэтического таланта».
Страшно обидевшийся Станевич больше не публиковал собрание сочинений. Но четыре года спустя мстительно и мстительно он опубликовал изящный «Ответ Чемберлену» — небольшую брошюру «Как смотреть и судить книги». Это первый учебник по истории литературы России с подробной теорией и даже этикой пересмотра. Спасибо Eustazio. Раздраженным приносят воду и учат писать.
Пособие Станевича потомкам не пригодилось. Работы Виссариона Григорьевича Белинского стали для них эталоном. Именно он в XIX веке закрепил жанр журнала в литературе и журналистике, обозначив его отличительные черты.
Одна историческая эпоха сменилась другой. Подобные знаки и потребности неизбежно претерпевали метаморфозы.
Поэтому в СССР произведение и его автор не только проходили через призму культурной критики, но и проверяли соответствие советской идеологии. А для творческих людей тогда это было еще более убийственно и страшно, чем для Станевича. Краткий приговор критика мог разрушить его карьеру и жизнь.
В рецензиях клеймо «антисоветского» было нанесено писателям, без которых русская литература сейчас немыслима. Замятин, Булгаков, Пастернак, Эренбург, Гроссман. Теперь читаем их совершенно свободно и беспрепятственно. А еще мы слушаем Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича. Хотя в сталинские времена официальные критики считали их музыку «непопулярной». По их мнению, это было слишком сложно и недоступно для понимания широкими массами. Произведения великих композиторов перестали исполняться на концертах. Шостаковича отстранили от преподавания в консерватории…
К счастью, время расставило все на свои места. В наши дни магазин перестал быть таким грозным оружием, каким был в Советском Союзе.
В нашей жизни, насыщенной информацией, обзор — это своего рода компас. Он ориентирует нас в бурном культурном потоке, создает представление о произведении и просто привлекает внимание к тому, что оно появилось.
Типы рецензий
Современный журнал — это небольшой по форме жанр, но многогранный по содержанию.
Тематически по объекту анализа обзорные статьи делятся на:
- литературный
- театральный
- музыкальный
- кино и телевидение
- научный
Первые четыре разновидности анализируют произведения культуры и искусства. А искусство порождает чувства и ощущения. Поэтому в таких отзывах допускаются умеренные эмоции и даже некая субъективность оценки. Очевидно, без ущерба для объективности.
Редакции научных текстов — это отдельная и крайне ограниченная область. С определенной структурой и строгими правилами. Они написаны специалистами не для большой аудитории, а исключительно для научного сообщества, для научных целей, по жестким моделям и клише.
«Давай, автор, автор!» — скажете вы и не ошибетесь. Рецензии можно отличить не только по тематике, но и по теме — рецензенту. Здесь все просто:
экспертную (профессиональную) статью пишет сертифицированный специалист: писатель, кинокритик, музыковед, театральный критик, научный консультант
любитель (потребитель, читатель) — создается непосредственно читателем, зрителем, слушателем — в общем, тем же представителем большой аудитории, которому предназначено произведение
Когда они торгуют размером, они говорят о мини-обзорах и больших обзорах. «Малышка» имеет информативную подоплеку, вкратце привлекает внимание к работе.
Пример мини-рецензии на фильм «Борзая»
«Дедушка» скрупулезно осматривает новинку до мозга костей, дает полную оценку.
* Классические примеры отличных рецензий — произведения Белинского
В веб-письме оптимальным с точки зрения объема считается обзор от 3 до 8000 знаков.
Если они имеют в виду количество анализируемых объектов, то говорят о монополии и взыскании. В первом случае рецензент анализирует произведение. Во втором — двое и больше.
Наконец, обзоры являются независимыми и заказными. Первые, честные, были написаны, пусть и для денег, но «не в личных интересах», а во имя искусства, науки или личного самовыражения. Вторая — рекламная разновидность. Иногда это инструмент недобросовестной конкуренции.
Основные ошибки написания театральной рецензии
- Использование субъективных оценочных фраз: «нравится» — «не нравится», «впечатлил», «актер доволен”…
- Раскройте сюжет вместо того, чтобы анализировать исполнение.
- Акцент на деталях, не несущих особой смысловой нагрузки.
- Безграмотное употребление терминов.
Стиль и язык рецензии
Обзор написан на том же языке, что и человек, которому он адресован.
Рецензенты-эксперты представляют подробные профессиональные обзоры в формальном или научном стиле. Такие «блюда» готовят для авторов новинок, заинтересованных специалистов и издателей. Они помогают первым улучшить навыки и статус. Последним дается повод обсудить аспекты современного культурного процесса. Третьи проверяют обзоры работ популярных и начинающих авторов в своих редакционных интересах.
Такие обзоры размещаются на профильных сайтах: «Литература», «Горький», «БэбиБукер», «ЛивЛиб», «Музыкальные обзоры», «ПрофиСинема». Или в специализированных изданиях: например, «Рецензентский вестник», «Вестник РАН», «Новый мир», «Литературная газета.
Столь глубокое изложение материала неинтересно и непонятно широкой публике. Она не хочет отходить в сторону и сама не прочь попробовать на вкус новые фильмы, музыку или литературу. Таким образом, информация поступает в родной элемент веб-редактора: Интернет.
Вот почему, работая над рецензией, рецензент всегда должен представлять и помнить, для кого он пишет. Главное здесь — уметь говорить об ансамбле, просто чтобы быть на одной волне со своей аудиторией. Использует пластичность, живость, языковые особенности публицистического стиля. Используйте стилистические приемы, средства художественного выражения.
Объективность
Пожалуй, самое слабое и «болезненное» место у обозрения произведений искусства вообще, и в сфере кино и театра в частности. Абсолютная объективность в принципе недостижима, потому что личность автора неотделима от его произведения. Кроме того, написание рецензии предполагает анализ произведения автором и его оценку. Однако объективность — это то, к чему нужно стремиться, если вы хотите написать хороший обзор, который не кажется предвзятым и однобоким. В первую очередь нужно избегать категоричных оценок, нельзя позволять себе формулировать категоричные суждения и поверхностные выводы. Надо давать пищу для размышлений, не навязывать готовые формулировки, не забивать никого стереотипными суждениями и стереотипами.
Чтобы дать полную оценку производительности, вам нужно знать, как написать обзор производительности. Это критическое суждение имеет свою структуру:
- Введение: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (постановка постановщика новой постановки, разногласия по поводу авторской работы, актуальность проблематики произведения и т.д.).
- Основная часть: интерпретация и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.
- Выводы о художественных достоинствах исследуемой постановки и ее значении для театральной и общественной жизни.
Редактирование
Последний и не менее важный шаг — редактирование. Многие начинающие журналисты пренебрегают этим шагом, полагаясь на своих руководителей. Однако редакционные изменения могут исказить ваши мысли, поэтому вам придется переделывать текст самостоятельно, пока он не станет удовлетворительным.
После этого рекомендуется сделать паузу, переключиться на другое действие и перечитать еще раз.
Написание текста
Следующий этап — систематизация материала, его расположение таким образом, чтобы фрагменты соответствовали драматургии обзора. То есть в центре работы должна быть мысль рецензента, его оценка, вокруг которой «нанизаны» тезисы, сопровождаемые примерами из работы.
Не стоит игнорировать ни одну из этих составляющих: нет обзоров ни без рейтинга (иначе это скорее примечание), ни без аргументации (иначе это обзор).
Подготовка к рецензированию
Как театр начинается с вешалки, так и создание любого обзора начинается с подготовки. На первом этапе следует ознакомиться с работой, которую вы будете анализировать. Знакомый не должен кивать.
Тщательное изучение материала — основа экспертной оценки
Вы должны прочитать рассказ, рассказ, стихотворение, посмотреть фильм, мультфильм или сериал, послушать песню или оперу не один раз, а несколько раз. Сначала это делается в режиме обычного читателя, зрителя, слушателя. Первое впечатление — самое ценное. Они разрешаются дальше, когда их перечитывают, смотрят, слушают, но с точки зрения аналитика.
Предварительные записи, аннотации, схемы, которые потребуются для анализа, делаются в тетради или в файле. Если опубликованная работа находится на рассмотрении, бумажные закладки или наклейки полезны в качестве маяков для содержания, цитат, фраз, эпизодов.
Структура и логика рецензии
В веб-написании создание обзора ничем не отличается от традиционных статей. В его основе классические элементы:
- название: емкий, увлекательный, по теме
- lead (Introduction) — подсказка, введение в тему
- основная часть — обзор и анализ работы
- заключение — подведение итогов
Такая композиция четко и ясно строит рассуждение. Три логических «кита», на которые опирается рецензент, — это вопросы:
- что содержит работа
- как сделал
- потому что это сделано
План рецензии
«У вас есть план, мистер Фикс?» Увы, у детектива из известного советского мультфильма никогда не было плана. Возможно, поэтому бедняга позорно провалил свою миссию.
Разработка генерального плана — это второй шаг в работе над обзором. Помогает разместить готовые оттиски и заметки на необходимых полках для анализа.
Профессор Литературного института. Горький Мария Владимировна Зоркая не только учит основам правки будущих редакторов и критиков, но и всех учит. На мастер-классах проекта «Университетские субботы» он рекомендует включать в план как минимум следующие пункты:
- Название и автор
- Пол
- Основная идея работы
- Время и место действия
- Герои
- Сюжет
- Сочинение
- Намерение автора
- Воплощение замысла
- Обработка: плюсы, минусы
- Удача с авторскими правами, неудача
- Цель и задача автора
- Для кого эта работа
- Выполняет свою функцию, роль
Эти компоненты, по словам Зоркая, могут различаться по положению как в самой плоскости, так и в основной конструкции. Тема анализа, название, автор, другие выходные данные могут быть указаны как в начале, так и в начале основной части. Намерение автора не просто входит в аналитический блок, оно хорошо вписывается в начало или заголовок.
При этом логическое ядро остается неизменным: идя по плану, необходимо построить анализ работы, задав три составляющих: что, как, почему. Этот план полностью универсален. Это удобно как для анализа книги или статьи, так и для оценки фильма, сериала, музыки.
Советы по написанию рецензии:
- Прежде чем писать рецензию на спектакль, изучите материал (спектакль), который служит основой постановки, чтобы при просмотре вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию постановщика постановки.
- Посмотрите спектакль сами.
- Во время выступления делайте заметки в блокноте, чтобы у вас было достаточно материала для критики при написании отзыва.
- Напишите отзыв хотя бы через день после просмотра шоу. Это позволит вам объективно оценить производительность.
- Если вам лично не нравится спектакль, в увиденном можно найти хорошие моменты и интересные режиссерские открытия.
- Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе классического драматурга, это свидетельствует о новизне режиссерского видения произведения по сравнению с другими.
- Не забывайте, что спектакль — это работа всей продюсерской группы (постановщика, художника по свету, композитора…), поэтому обратите внимание на все составляющие спектакля.
- Убедитесь, что вы включили темы.
- Помните, что любая рецензия на исполнение — это пример грамотного и логичного изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.
Рецензия на спектакль в театре
Театральное обозрение — один из самых популярных жанров театральной критики. Его цель — оценить производительность (а не игру). Для работы над этой важной статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, режиссерский замысел, который воплощается на сцене с помощью различных средств театрализации: сценографии, света, музыки, актерского мастерства, постановки.
Обзор производительности дает объективную оценку производства. При этом зритель исследует художественный текст произведения, средства выражения позиции автора (проблемы, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т.д.). Обзор эффективности основан на тщательном и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания обзора нужно правильно использовать театральную терминологию.
Критерии анализа
Разобравшись с примерным макетом статьи, можно приступать к написанию.
Чтобы оценка была убедительной, важно подружиться с самим автором объективным анализом. Покажи, почему ты так думаешь, а не иначе.
Посмотрим, из каких кирпичей можно построить оценочную часть, что стоит отразить в обзоре.
Следующие моменты обычно попадают в область аналитического внимания аудитора:
Общее впечатление от работы — мысли, чувства, личные ощущения.
В сюжете основная тема, линии, логика, динамика, композиционное решение, связность, предсказуемость, уважение к жанру произведения.
Проблемы — идеи и внутренний смысл работы.
Доверие — соответствие концепции и деталей описанному времени.
Герои: главные, второстепенные, положительные, отрицательные.
Психология взаимоотношений — характеристики, мотивация, действия характера, последствия, взаимодействие психологических и фактических линий в произведении.
Стилистика и воплощение — авторские достижения (режиссер, актерское мастерство, оператор, мюзикл), просчеты, ошибки, промахи.
Отображение — оригинальность, полнота раскрытия, полнота авторского замысла, художественное своеобразие текста.
Актуальность: социальная значимость, актуальность для читателя, зрителя, современного слушателя.
Добавленная стоимость — это негендерное достоинство, ценность другой полезной информации (исторической, географической, культурной, образовательной).
Необязательно включать все предыдущие разделы в аналитический уровень обзора. За основу берутся наиболее важные критерии, подходящие в конкретном случае, а при необходимости добавляются другие.
Конечно, для качественного анализа рецензенту необходимы базовые теоретические знания в тех областях искусства и культуры, которые его волнуют.
Принципы и этика рецензирования
Профессор Зоркая утверждает, что, поскольку рецензия — это литературно-публицистический жанр, она просто не имеет права быть скучной. Рецензент работает, чтобы заинтересовать потенциального читателя или зрителя, побудить их читать и просматривать.
На этом основан важнейший принцип доработки: ни в коем случае нельзя пересказывать содержание книги или фильма. Крайне важно избегать спойлеров, но сохранять тайну и тайну живыми. В противном случае пользователь, лишенный интриги и удовольствия, не захочет ее ни читать, ни смотреть. Для чего? Он уже все знал. Замена тривиального обзора анализом снижает ценность обзорной статьи.
Еще один важный момент: избегайте длинных примеров из личной жизни на работе. Без лирического отступления. Читателя интересует тематика обзора, а не его автор.
Чем короче обзор, тем лаконичнее должны быть ваши мысли. Раскладывать кашу на тарелке не нужно. В противном случае вашу работу не прочитают до конца.
Груздев назвал себя входящим в тело. Необходимо свободно владеть не только теорией и источниками, но и русским языком. Глупо, некрасиво искать ошибки в работе, но при этом писать «рассказ» и «режиссер» через C, путаться со словами «эффективный» / «эффективный», игнорировать запятые, где они должны быть. Вы должны выработать невосприимчивость к бюрократии, выработать привычку проверять факты, числа, названия, имена.
недопустимо унижать или оскорблять преступника. Анализируется и критикуется работа, а не создатель. Нельзя быть личным, превратить текст в дуэльный пистолет. Тон рецензента всегда нейтральный и спокойный.
Оценка — это деликатный вопрос. Любой, кто заявляет, что его называют рецензентом, должен иметь возможность объективно подтвердить свое мнение, а не подменять оценку эмоциями. В противном случае он напишет не рецензию, а только рецензию или комментарий — хвалебный или оскорбительный.
Избегание категоричных заявлений — ценное качество автора-аналитика. Логика и хладнокровие помогут не утонуть в эмоциях, не вешать ярлыки, оправдывать отрицательные моменты. Кроме того, чем сильнее критика, тем больше аргументов она требует.
Не используйте аналитические эллипсы. Без заключения с обобщением и резюме статья кажется неполной, логически неполной. В финале обязательно даются выводы и рекомендации будущим читателям или зрителям.
***
Без специальной подготовки нелегко написать и завершить обзор. Но этому можно и нужно научиться. От этих знаний вебрайтер только выиграет: он отточит свое мастерство, перо, логику; повысится уровень профессионализма, востребованности, компетентности.
Вот что говорит Денис Блинов, выпускник и куратор Школы копимаркетинга Сергея Трубадура:
Автор статьи должен владеть всеми форматами информационных текстов, в том числе умением писать и форматировать рецензию.
Для меня путь веб-письма начался с этого жанра. Я научился структурированно выражать свои впечатления после просмотра фильма, сериала, прослушивания музыки. Узнала, как правильно начинать и заканчивать обзор, как сделать его интересным. Теперь помогите мне с любым текстом.
Возможность писать обзоры будет полезна не только веб-писателям, но и тем, кто любит выражать свое мнение и хочет делать это хорошо.
Плохой пример рецензии на книгу
Это плохой обзор третьей книги о Гарри Поттере — Узник Азкабана.
Пример рецензии на книгу о Поттере
Посмотрите, сколько словесного мусора во втором предложении.
Эта книга, лично для меня, особенно примечательна…
лучше всего не использовать местоимение, так как это сорняк. «Лично для меня» — здесь понятно, кто автор и что это для него.
Это состав восторженного пятого класса! Но давайте рассмотрим этот текст как обзор.
Что мы видим?
Помимо огромного количества грамматических ошибок, мы видим попытку пересказать сюжет. В общем, об этом в книге не было. То есть сюжет тоже нельзя было рассказать.
Знакомство с новыми персонажами, фигурирующими в третьей книге. Краткий пересказ сюжета. Есть еще эмоции.
Было замечательно… Эта книга, как и предыдущие, полна доброты, прекрасной атмосферы и приключений.
Книга полна добра!
Да, конечно. Что это за доброта, когда половина героев убита? Да, есть приключение. Атмосфера тоже есть. Но она далеко не исключительная.
Что это не так?
Нет рейтинга книг. Не за его выразительность. Не в контексте других книг о Поттере. Была попытка, но она не удалась.
Но это не самое главное.
Что хотел нам сказать автор этой книги? Зачем он это написал? Почему эти события происходят с Гарри Поттером на третьем курсе? Зачем все это было сделано? Какую роль эта книга играет во всей серии?
На эти вопросы нет ответов.
Вы говорите: «Ну, хорошо. Ребенок написал, и ему это простительно». Итак, давайте посмотрим на материалы, написанные взрослыми.
Плохая рецензия на фильм
А теперь посмотрим, насколько плохо была написана рецензия на фильм о судье Дредде. Какие ошибки допустил автор.
Обзор фильма судьи Дредда
Вот попытка оценить в контексте. В качестве оценки в контексте предыдущего фильма, а также комиксов, которые автор не читал. Но мы не скептически относимся к комиксам. Это всего лишь первоисточник этой истории.
Что это не так?
Вы понятия не имеете, что такое работа. Если вы не смотрели фильм 1995 года, очевидно, что новый образ вас не заинтересует. Ведь из этого обзора ничего не ясно.
Конечно, фильм не о небоскребе, в котором идут съемки. То есть была какая-то мысль. Который? Был какой-то герой. Который?
Кто такой судья Дредд? Чем он занимается? Почему это было снято и о чем? Всего этого нет в тексте.
Хороший пример
Давайте посмотрим на хороший пример обзора. Начнем с критики Авдотьи Смирновой.
Рекомендую его книгу «Даль Гело». Помимо различных публицистических работ автора, он также содержит обзоры. Там целый раздел книги посвящен обзорам того, что нового в книге.
Это отличная коллекция примеров!
Другой вопрос, что это высший пилотаж. Это не значит, что прочитав его отзывы, мы обидимся и ничего не напишем.
Не надо! Но это все же стоит прочитать.
Как у всех грамотных, культурных и интеллигентных людей, у Авдотьи Смирновой очень странный язык. Его оценки часто бывают резкими. Но это не значит, что вы должны писать в таком стиле. Однако посмотрим.
Отзыв Авдотьи Смирновой
Сначала вы можете увидеть оценку в контексте. Оценка работ не только Марининой. Также есть отсылка к фильму «Семь» и картине Босха. Это лишний раз доказывает, что критик опытный и культурный.
Конечно, статья получилась очень пренебрежительной.
возможно, кто-то не согласится с автором. Но читать такой обзор интересно. Вы также восхищаетесь языком рецензента. И мне сразу интересно, что нам писала Маринина. Есть желание читать.
Здесь нет сюжетного пересказа. Но есть подсказки. Есть оценка в контексте, а также характеры персонажей. Есть оценка языка (средств выражения). На них есть вопросы и ответы. Так что это интересно.
Что мы должны обязательно оценить в фильме?
- Сценарий
Помните, что сценарий, представленный режиссерами, может достигать тысяч страниц, но в процессе работы с режиссером и продюсером сценарист, как правило, идет на уступки и сокращает его в несколько раз, а иногда и вдвое. Однако невооруженным глазом виден хороший сценарий, а это диалоги, характер персонажей, завершенность сцен, последовательность и логика событий, место происходящего, кульминация. Когда мы смотрим фильм, мы не можем не заметить все это, поэтому у нас есть какое-то мнение о фильме.
- Направление
Игра актеров в той или иной сцене, план работы зависит от режиссера. Если вы уже сталкивались с работами этого режиссера, вы можете проанализировать жанры, в которых он обычно снимается, сравнить его предыдущие работы с этой и сделать вывод о грамотности подхода к съемке.
- Я работаю с камерой
Оператор завершает режиссера, между ними должна быть гармония, которую можно увидеть в кадре. В зависимости от того, с какой точки зрения будет вестись операторская работа, как будет показан общий план изображения, насколько гармонично оператор воспримет замысел режиссера, будет зависеть успех фильма и наша оценка.
- Музыкальное произведение
Некоторые сцены в фильмах мы запоминаем благодаря своеобразной музыке, которая уносит душу, или, наоборот, музыка может вызывать страх, боль, практически любые эмоции. Режиссер должен максимально точно передать композитору атмосферу фильма и подобрать подходящие варианты кадра.
- Визуализация
Обзор фильма может включать оценку визуальной стороны фильма. Какое впечатление на нас произвели костюмы и спецэффекты? Были ли они уместны?
10 вопросов, на которые нужно ответить прежде, чем начать писать рецензию на фильм
- Фильм состоит из одной или нескольких серий? Продолжение, приквел или часть сериала?
- Какой жанр у фильма (боевик, комедия, история, драма, сказка, фантастика, вестерн, политический, триллер, гангстер, ужасы, трагикомедия, романтика, катастрофа)? Фильм основан на реальных или вымышленных событиях?
- Удалось ли писателю создать увлекательный сюжет?
- Темп фильма медленный, растянутый, непрерывный, динамичный, плавный?
- Какой рейтинг у фильма по рейтинговой системе MPAA (G — возрастных ограничений нет, PG — рекомендуют родители, PG-13 — смотреть не рекомендуется детям до 13 лет, R — для несовершеннолетних обязательно присутствие взрослого до 17, NC-17 — просмотр запрещен несовершеннолетним до 18 лет)?
- Есть ли какие-нибудь фильмы схожей / той же тематики, которые стоит упомянуть для сравнения?
- Как можно охарактеризовать творчество кинематографиста? Насколько точно были выбраны и реализованы наиболее выразительные композиционные и светлые решения, а также точки и ракурсы?
- Фильм смешной или серьезный?
- Кастинг прошел успешно? Все ли актеры сыграли свою роль?
- Атмосфера фильма напряженная, загадочная, тревожная, романтичная, светлая?
Ответив на все вышеперечисленные вопросы, вы сможете составить черновик обзора. Но, конечно, для конечного результата этого еще недостаточно.